Лекция о профилактике инфекции COVID-19
5 августа 2021 года в ОАО «Белэнергоснабкомплект» главным государственным санитарным врачом ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии ленинского района г.Минска» проведена лекция-беседа с трудовым коллективом о профилактике инфекции COVID-19 и о мероприятиях по проведению вакцинации населения Республики Беларусь.
Конец пандемии может положить только массовая иммунизация. Авторы статьи, опубликованной в Nature Medicine, предприняли попытку проанализировать отношение к вакцинации против COVID-19 в 15 выборках опросов, охватывающих 10 стран Азии, Африки и Южной Америки (наиболее типичных представителей регионов), а также Россию и США, находящихся на переднем крае исследований и разработок вакцин. Всего в общей сложности опрошено 44 260 человек. Обнаружена весьма любопытная закономерность: в странах с низким уровнем дохода значительно более высокая готовность принять вакцину (среднее 80,3 %) по сравнению с США (среднее 64,6 %) и Россией (среднее 30,4 %).
Сходные тенденции в указанных странах наблюдались и в отношении других известных вакцин (против кори, коклюша, столбняка, дифтерии и т. д.).
Решение сделать прививку в первую очередь объясняется личной защитой от C0VID-19, в то время как беспокойство по поводу побочных эффектов является наиболее частой причиной колебаний.
Медицинские работники чаще всего упоминаются респондентами как наиболее надежный и авторитетный источник рекомендаций по вакцинам против cоvid-19. это значит, что сообщения об эффективности и безопасности вакцин, исходящие от медицинских работников, могут быть весьма действенным средством к для устранения любых оставшихся сомнений у людей, раздумывающих, нужна ли им прививка.
ВЫВОДЫ
► Женщины, как правило, менее склонны вакцинироваться, чем мужчины (средняя разница около 4,2 балла, значимая при Р <0,01). Это говорит о том, что стратегии информирования, ориентированные на женщин, могут быть важны для устранения общей нерешительности. Недавняя работа в Латинской Америке по информированию о вакцине COVID-19 показала, что предоставление базовой информации о вакцине было особенно эффективным для убеждения сомневающихся женщин.
► Респонденты в возрасте до 25 лет и менее образованные респонденты несколько белее охотно настроены на вакцинацию, чем более старшие и более образованные респонденты, но эти различия не являются статистически значимыми. По возрасту самая инертная группа 25-54 года — 27,6%. Молодые (33,5 %) и старше 55 лет (40 %) более лояльны.
► Призывы к альтруистическому поведению не слишком хорошо работают. Потенциальные риски и преимущества в плане личного благополучия гораздо более заметны в рассуждениях респондентов, чем просоциальные мотивы. Значит предупреждение о личной безопасности следует рассматривать как более эффективную тактику в ходе кампании по вакцинации.
► Респонденты предпочитают следовать рекомендациям врачей, обладающих наиболее значимыми знаниями и опытом. Заметен высокий уровень доверия к медицинским работникам, и можно предположить, что стратегии коммуникации социальных и поведенческих изменений с привлечением местных медицинских работников могут быть особенно эффективными в борьбе с нерешительностью. Кроме того, медицинские работники были первой группой, получившей вакцину против COVID-19, и поэтому они лучше всего могут поделиться правильным опытом вакцинации, включая личный. В данном исследовании знаменитости редко назывались наиболее надежным источником рекомендаций по вакцинации против COVID-19.
► Сомневающихся респондентов больше всего беспокоили побочные эффекты и эффективность вакцины. Это говорит о том, что информирование в ходе масштабной кампании по вакцинации должно подчеркивать высокую эффективность вакцин против COVID-19 в плане снижения или устранения заболеваний, госпитализаций и смертности, а так же предоставлять точную информацию о возможных побочных эффектах, включая редкость серьезных нежелательных явлений широкая растиражированность в СМИ этих редких по сути случаев способствует усилению колебаний у сомневающихся).